Яндекс.Метрика

Читать, чтобы мыслить и рассуждать

Вопросы практического применения педагогических техник и приемов осмысленного чтения в урочной деятельности преподавателями школы стали главной темой семинара руководителей и методистов образовательных учреждений района.

Семинар-практикум прошёл 19 марта на базе Селиховской средней общеобразовательной школы. 

Мероприятие началось с экскурсии в школьный музей. Затем директор Селиховской школы Ирина Степина познакомила собравшихся с богатой историей и традициями учебного заведения. Также Ирина Николаевна осветила вопросы, касающиеся основных практик продуктивного чтения в соответствии с современными требованиями ФГОС. С некоторыми из них педагоги познакомились на практических мастер-классах коллег.         

  Часть гостей стали участниками мастер-класса учителей начальных классов Виктории Боглаенковой, Ольги Семкиной, Татьяны Галкиной. Участники семинара  в игровой форме осваивали технику чтения по различным предметам:  русскому языку, математике, окружающему миру - на основе сказок А. С. Пушкина. По окончании  занятия учащиеся начальной школы в стилизованных костюмах трех былинных богатырей показали свои навыки выразительного чтения стихотворений о представленных героях.

 Вторая группа педагогов посетила мастер-класс учителя математики Нины Афониной, где они все вместе применяли приемы осмысленного  чтения и  математического анализа, решая задания по типу ГИА. Применяя простые логические приемы и  свои математические знания, параллельно постигали азы кулинарного мастерства. Результатом их совместной деятельности стал  вкусный, низкокалорийный, математический торт.

 Участники семинара третьей группы приняли участие в большом объединенном мастер-классе учителей географии,  истории и литературы  Елены Лобановой, Марии  Боглаенковой, Александра Лобанова, Антонины  Наумовой.  Главной темой его стала Великая Отечественная Война, победная весна 1945 года, празднование  75-летия Победы  и «памяти связующая нить» всех поколений - «Бессмертный полк». Рефреном выступления стала песня «Майский вальс» белорусских авторов Игоря Лученка и Михаила Ясеня. На практическом занятии присутствующие ознакомились с техниками осмысленного чтения типа кластер, синквейн и другими. Применяя приемы мозгового штурма, отвечали на географические и исторические вопросы, работали с учебниками и картографическими материалами. Как продолжение военно-патриотической тематики прозвучало стихотворение Николая Копылова «Связующая нить» и фрагмент песни Юрия Антонова «Маки». На примере стихотворения Константина Симонова «Жди меня» были рассмотрены приемы выразительного, эмоционально-окрашенного чтения стихотворных произведений. Ученик 6 класса Антон Овечкин прочитал «Письмо отцу на фронт». Итогом мастер-класса стало совместное исполнение песни «День Победы».

Начальник отдела образования Знаменского района Елена Морозова дала коллективу Селиховской школы высокую оценку и поблагодарила за хорошую профессиональную подготовку и проведение семинарского занятия.

В завершение мероприятия его участники возложили цветы на воинское захоронение с. Селихово и почтили память павших минутой молчания.

 Такие практические мероприятия стали традиционными в профессиональной педагогической деятельности институтов образования района. Проведение их дает серьезный стимул для укрепления и совершенствования педмастерства, способствует повышению творческой активности педагогических коллективов образовательных организаций района и служит площадкой для обобщения и систематизации знаний, обмена опытом работы.

Александр Лобанов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру, и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать.

                                                             Бэкон Ф.

 

«Чтение — вот лучшее учение.
Следовать за мыслями великого человека—
есть наука самая занимательная»

А.С.Пушкин

Читать и не понимать - то же, что совсем не читать.

(Ян Амос Коменский.)

 

         Россия стремительно теряет статус самой читающей, наблюдается кризис российской культуры и литературы (по данным социального опроса), растет число россиян, не читающих книги совсем, а 18% населения не имеют дома книг. Международные исследования показали, что большинство детей не умеет вычитывать информацию из текстов разных видов в то время как современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технологии продуктивного чтения приобретают ведущее значение и способствуют достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.

           Федеральный образовательный стандарт  основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста, поиск информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста. 

Развитие личности зависит не только от врожденных способностей человека, социального окружения, но и от его собственной позиции. Большая роль в воспитании этих качеств отводится школе, ее учебной и воспитательной работе.

        Великий И.В. Гёте сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное.

После просмотра видеоклипа песни гости познакомились с историей ее создания, историей освобождения столицы Австрии города Вены, участниками Венской наступательной операции, проходившей в эти весенние дни 75 лет назад.