Реформирование местного самоуправления в современный период, является достаточно продуманным шагом со стороны государства. Внесение изменений в главу 8 Конституции Российской Федерации в 2020 году стало вынужденной мерой с целью приведения правовых норм к объективным реалиям, которые требуют определенной трансформации местного самоуправления. Несомненно, стабильность Основного закона важна, но в условиях абсолютной экономической зависимости от государственной власти и невозможности местного самоуправления себя «содержать», несмотря на заявленную самостоятельность в ст. 12 Конституции Российской Федерации реформы в местном самоуправлении необходимы.
В восьмую главу, за исключением ст. 130 Конституции внесены существенные поправки. Так, из п. 1 ст. 131 Конституции, по сути, исключена двухуровневая модель территориальной организации местного самоуправления. В первоначальной редакции было закреплено, что местное самоуправление осуществляется в сельских и городских поселениях, в новой редакции говориться о том, что «местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются федеральным законом».
В декабре 2021 года в первом чтении был рассмотрен законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», и в нём уже исключён поселенческий уровень, а из привычных 8 видов муниципальных образований, заявленных в действующем Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», планируется оставить только три: городской и муниципальный округ, и внутригородскую территорию городов федерального значения.
По мнению эксперта Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Малявкиной Н.В., от такого муниципального образования, как сельское и городское поселение отказываться нельзя. Поселенческий уровень максимально приближен к населению и позволяет жителям совместно с органами местного самоуправления решать вопросы местного значения. Объединение нескольких поселений и отдаленность от административного центра значительно снизит активность граждан. Как показывает практика, как раз активными гражданами чаще всего являются пенсионеры, и если одним из признаков в поселении является пешеходная доступность, то в муниципальном районе и городских округах – транспортная, а увеличение площади муниципального образования приведет к отдаленности жителей от административного центра. Все это способно привести к потере связи населения с органами власти и лишению возможности местных жителей в принятии решений вопросов местного значения.