ОРЛОВСКИЙ ПРИРОДООХРАННЫЙ МЕЖРАЙОННЫЙ ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ
ПАМЯТКА ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ:
«Что нужно знать о проведении контролирующим органом проверки
в отношении субъекта бизнеса?»
В современных экономических условиях особое значение приобретают вопросы соблюдения и защиты прав предпринимателей, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, ведь любая предпринимательская деятельность подлежит контролю со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Федеральный закон).
ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ!
- В соответствии с положениями закона проверки бывают плановыми и внеплановыми, могут проводиться в форме документарных и (или) выездных проверок. Документарная проверка проводится по месту нахождения органа контроля, а выездная – по месту нахождения и месту осуществления хозяйственной деятельности.
- Основанием проведения плановых проверок является ежегодный план проведения плановых проверок органа контроля (надзора).
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение 3-х лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки (при этом учитываются только проверки, у которых была та же цель (предмет);
3) начала осуществления организацией (ИП) предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный государственный орган уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
Иные сроки проведения плановых проверок установлены, в частности, при осуществлении предпринимателем деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, и др.
Ежегодный план проведения проверок размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации www.genproc.gov.ru, официальном сайте прокуратуры Орловской области www.prokuratura-orel.ru, а также на официальном сайте соответствующего органа контроля (надзора) в сети «Интернет».
С 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года введены ограничения на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, отнесенных к таковым в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства».
Если Вы относитесь к субъекту малого предпринимательства, Вам предоставляется право подать в утвердивший ежегодный план орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок. Порядок подачи заявления, перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства, порядок рассмотрения этого заявления, обжалования включения проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, а также исключения соответствующей проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок определен постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 № 1268.
- Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами (не подлежит согласованию с органами прокуратуры);
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (подлежит согласованию с органами прокуратуры);
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (подлежит согласованию с органами прокуратуры);
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены) (не подлежит согласованию с органами прокуратуры);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
О проведении плановой проверки хозяйствующий субъект уведомляется органом контроля не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа органа контроля (надзора) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
О проведении внеплановой выездной проверки (за исключением согласованных прокурором) юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Если же основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер, органы контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов в органы прокуратуры в течение 24 часов.
ВАШИ ПРАВА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ
- При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в Ваше отсутствие или в отсутствие Вашего представителя. Исключение из этого правила составляют случаи проведения проверок по основанию причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
- При проведении выездной проверки должностные лица контролирующего органа обязаны предъявить Вам или Вашему представителю служебное удостоверение. Правом проведения проверки наделены лишь те должностные лица контролирующего органа, которые указаны в распоряжении (приказе) руководителя органа контроля (надзора) о проведении проверки, с которым Вас обязаны ознакомить и вручить его копию под роспись.
- Перед проведением проверки Вас должны ознакомить:
с документом о согласовании ее проведения с органом прокуратуры (если такое согласование требуется в силу закона)
с полномочиями проверяющих лиц,
с распоряжением (приказом) о проведении проверки, в котором указаны цели, задачи, предмет и срок проверки с датами начала и окончания ее проведения, а также все мероприятия по контролю, которые запланированы контролирующим органом.
с административным регламентом органа контроля (надзора), в соответствии с которым проводится проверка
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р утвержден перечень документов, которые с 01 июля 2016 года запрещено требовать у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок. В принятый перечень включены, в частности, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения из ЕГРИП и ЕГРЮЛ, кадастровая выписка об объекте недвижимости, сведения из разрешения на ввод в эксплуатацию и строительство, сведения из бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также иные сведения и документы.
При проведении проверки должностные лица контролирующих органов не вправе:
1) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;
1.1) проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, не соответствующих законодательству Российской Федерации;
1.2) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя;
3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме;
5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
6) превышать установленные сроки проведения проверки;
7) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.
По окончании проверочных мероприятий Вы вправе ознакомиться с их результатами, изложенными в акте проверки, указав в нем о своем согласии или несогласии с результатами.
В течение 15 дней с даты получения акта проверки Вы вправе представить в орган контроля в письменной форме свои возражения.
КУДА ОБРАЩАТЬСЯ,
ЕСЛИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ НАРУШЕН ЗАКОН?
Прокурорский надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательства направлен на повышение их правовой защищенности, обеспечение свободы экономической деятельности, благоприятного инвестиционного климата, снижение административного давления на бизнес со стороны органов власти, соблюдение законности при проведении проверок хозяйствующих субъектов.
Если Вы полагаете, что при проведении проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля нарушены Ваши права, Вы вправе обжаловать их действия и обратиться с соответствующим заявлением:
- к вышестоящему должностному лицу органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
- в суд;
- в органы прокуратуры Орловской области по месту нахождения органа контроля.
Статьей 19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностных лиц органов государственного контроля (надзора) за несоблюдение требований законодательства о государственном контроле (надзоре).
Должностные лица, проводящие проверку, могут быть привлечены к административной ответственности за несоблюдение требований о государственном надзоре, выразившиеся в:
- проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения;
- нарушения сроков проведения проверки;
- отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры;
- проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора);
- непредставлении акта о проведенной проверке;
- привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных или не аттестованных в установленном порядке граждан или организаций;
- проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.
Согласно ч.1 ст.20 Федерального закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В Орловскую природоохранную межрайонную прокуратуру жалобу на должностных лиц природоохранных контролирующих органов можно подать непосредственно на личном приеме прокурора, почтовым отправлением по адресу: г. Орел, ул. Комсомольская, д. 231, или посредством электронной почты в сети «Интернет» www.priroda@prokuratura-orel.ru.